109. Разъяснение понятия "разум"

Вопрос: Мой вопрос о разуме. Как я понимаю, мы являемся духом, разумом и телом. Тело нереально и является продуктом разума. Разум, как я его понимаю, имеет функцию творить и давать возможность нашему духу (душе) познавать себя через опыт, что является окончательной целью любого духовного развития. Разум является посредником между телом и душой, но он запутался из-за опыта, который мы получаем в мире, и поэтому ему нужно научиться вспомнить, кем он является, через переобучение, что и является Искуплением. Таким образом, душа, получив опыт самой себя в физическом мире посредством разума может воссоединиться с Богом и интегрировать прожитое на опыте знание того, что значит быть совершенной. Однако если это так, то зачем вообще нужен разум? Почему душа не может контролировать тело, чтобы получить весь тот опыт, который ей необходим, совсем не нуждаясь в разуме?

Ответ: Ваш вопрос подразумевает, что вы пытаетесь объединить учение Курса с учениями других духовных путей, с которыми Курс на самом деле несовместим. Поэтому, чтобы прояснить ваш вопрос, мы рассмотрим то, что говорит Курс, включая рассмотрение того, как использование терминов в Курсе отличается от других путей, и что он говорит о предназначении разума и тела.

Курс видит только дух, или душу, реальным (предпочитая использовать термин "дух" вместо "души") (О.1.3). Разум имеет несколько различных смысловых уровней в Курсе (вы можете обратиться в вопросу №65 для более детального рассмотрения разума). Когда разум пишется в большой буквы, он означает либо Бога, либо Христа, Его Единого Сына (О.1.1:2), и в этом смысле он на самом деле означает тоже самое, что дух. Когда разум пишется с маленькой буквы, он означает разделенный ум Сына (Об.1.2:1,2,3), после того, как он уснул и начал видеть сон о разделении, веря в то, что он отделился от Бога, тем самым атакуя Его. Этот разум иллюзорен и не имеет реальности за пределами нашей ошибочной веры в него. Он является местом рождения греха, вины и страха.

Как защита против этих вымышленных вины и страха в уме, связанных с атакой на Бога, разделенный ум под руководством эго затем выдумал тело, чтобы спрятаться в нем, и внешний мир, на который можно перенести всю эту атаку и вину в уме. Опять же, ничего из этого не реально, согласно Курсу. Но мы в это верим, потому что мы хотим, чтобы разделение было реальным, но не хотим быть ответственными за него.

Курс не видит положительного или Божественного предназначения в мысли о разделении, которая привела к разделенному уму и его защите - телу и миру. И поэтому любой опыт, который они дают, не имеет никакой ценности сам по себе. Курс вносит дальнейшие пояснения о внутреннем устройстве разделенного ума, и через его понимание мы можем увидеть, как тело и его опыт в мире могут служить полезной цели. Однако цель не состоит в том, чтобы сделать что-то положительное, а в том, чтобы убрать отрицательное, позволив всем нашим ошибкам или ошибочным убеждениям о самих себе исправиться. Курс называет этот процесс прощением.

Разделенный ум является домом не только для эго, неверно мыслящего аспекта нашего я после разделения, но и для Святого Духа, который помнит нашу реальность как Единого истинного Сына Божьего и поэтому может исправить все наши ложные убеждения о том, кем мы являемся, и чем является мир (О.1.5,6). Он напоминает нам, что разделение никогда не произошло, и что мы никогда не нападали на Бога, что Курс называет принципом Искупления (Уч.2.2:2,3). И поэтому у нас, как у Сына, которому кажется, что он отделился, есть выбор cлушать либо суровые и жестокие байки эго, которые могут лишь глубже утянуть нас в болото греха и вины, либо мягкие исправления Святого Духа. Его исправления позволяют нам избавиться от ложных убеждений о том, кем мы являемся, и возвратиться Домой, откуда мы никогда не уходили.

Для того, чтобы произошел этот процесс избавления, мы должны быть внимательными к нашим переживаниям как тела в мире, осознавая, каким образом мы интерпретируем эти переживания. Обычно это - какая-то вариация на тему видения себя как жертвы, а других - как насильников, чтобы вины находилась вне нас самих. И именно в этом смысле Курс говорит, что наш опыт имеет ценность. Так как мы можем принести эти ошибочные мысли ко Святому Духу для исправления. Значит единственной целью этого мира и нашего тела в нем есть обучение нас тому, что они не являются тем, чем мы верили, что они являются. Когда мы отпускаем эти ложные убеждения, мы вспоминаем, Кто мы на самом деле есть как Христос реальность которого как духа никогда не менялась, являясь неизменно совершенной, как и наш Источник. Тогда тело, мир и разделенный ум просто исчезнут, как тьма исчезает, когда на нее светит свет, ибо они нереальны.

Перевод Татьяны Молодцовой