106. В чем разница между Курсом и Ганди, Мартином Лютером Кингом, Чавесом и т.д.

Вопрос: Я изучал Курс чудес на протяжении последних 5-ти лет параллельно с изучением этики неагрессии, как ей учит Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, младший и Цезарь Чавес. Какое-то время я считал, что эти две философии - Курс чудес и неагрессия, почти одинаковы по своей цели (эта моя оценка сложилась не без помощи того, что даже некоторые авторы упоминают сходства этих философских систем). Оба пути учат, что мы все связаны, что мы - не жертвы, и что нам следует быть мягкими друг с другом. Но недавно я начал рассматривать возможность того, что эти два пути достаточно разнятся в том, что они акцентируют.

Ответ: Если рассматривать религиозную или духовную основу идей неагрессии Махатмы Ганди, опирающихся на одни из высочайших учений хиндуизма, есть много удивительных параллелей с учением Курса чудес. Общие идеи, например, включают видение мира как иллюзии или сна, видение природы реальности как единства, что делает разделение и отдельные интересы нереальными, и акцентирование внимания на внутреннем принятии решений о намерении человека, а не на внешнем результате.

Но эти религиозные предпосылки идей неагрессии Ганди обычно не акцентируются в большинстве работ о его вкладе в эту область. Мартин Лютер Кинг и Цезарь Чавес основывали свою философию и практику неагрессии на более традиционном христианском мировоззрения, где мир и населяющие его люди созданы Богом, что очень отличается от основной идеи Курса о том, что "мир был создан как атака на Бога." (Уч.чII.3.2:1) В этом смысле, мы видим, что Курс значительно расходится с учениями хиндуизма Ганди.

Изучение и практика неагрессии, как философии для действия и для политических и экономических изменений, часто заботится о результате в мире. Курс, напротив, учит нас изменить наше мнение о мире, вместо того, чтобы пытаться изменить сам мир. (T.21.вв.1:7) Если мы посмотрим на мягкость и незащищенность, две из характеристик продвинутых учителей Божьих, указанных в Курсе, они несомненно имеют что-то общее с тем, что имеется в виду под неагрессией. Однако внимательное прочтение обсуждения этих обоих характеристик в Курсе (Рук.4.IV,VI) показывает, что акцент делается на мысли или на состоянии ума, а не на поведении, и единственный результат, который имеет значение, - в разуме. Нет никакого вовлечения в результат в мире. Изменения в мире могут как последовать, так и не последовать, но они не имеют значения для достижения цели внутреннего покоя, которая может быть достигнута независимо от внешних обстоятельств.

Итак, как вы отметили в вашем вопросе, в Курсе и в неагрессии просто отличается акцент. Это не значит, что одно из учений лучше другого, так как духовные учения, лежащие в основе их обоих очень похожи друг на друга. Но Курс не интересуется тем, как мы действуем в мире. Несмотря на это, когда мы действуем в мире, руководствуясь принципами Курса чудес, наши действия могут быть очень похожими на действия тех, кто руководствуется принципами неагрессии. Разница лишь в том, на что делается акцент.

Перевод Татьяны Молодцовой