60. Об использовании «белой лжи»
Вопрос: Я вроде бы помню отрывок из Курса, который утверждает, что использование "белой лжи" может иногда быть уместным в отношениях. Что Иисус говорит об этом? Я могу сравнить этот только с одним выражением из программы 12-ти шагов, где говорится, что нам всегда следует попытаться загладить вину, кроме тех случаев, когда это может причинить больше вреда, чем пользы.
Ответ: Мы все проходили через ситуации, когда очевидно, что сказать кому-то правду на уровне формы просто не было бы проявлением любви. Хотя в Курсе нет отрывка, где упоминается именно "белая ложь", в нем есть два абзаца, которые касаются этого вопроса, и которые связаны с выражением из программы 12-ти шагов, упомянутым вами: "Ценность Искупления не состоит в том, каким способом оно выражается. На самом деле если оно используется истинно, то оно неизбежно будет выражено тем способом, который является наиболее полезным для получающего. Это означает, что для достижения подлинной эффективности, чудо должно быть выражено на том языке, который получатель может понять без страха. Это необязательно означает, что это - наивысший уровень общения, на который он способен. Однако это означает, что это - наивысший уровень общения, доступный ему сейчас. Цель чуда состоит лишь в том, чтобы повысить уровень общения, а не понизить его, усилив страх." (T.2.IV.5)
В другом абзаце Иисус говорит: «Распознай то, что несущественно, и если братья твои просят тебя о чем-то "возмутительном", сделай это, поскольку оно несущественно.» (T.12.III.4:1) Немаловажно то, как он характеризует это далее, говоря: "Я уже говорил, что если брат попросит тебя о чем-то глупом, сделай это. Только уверься, что это не повредит ему или тебе, ибо всё, что приносит вред одному, вредит другому." (T.16.I.6:4,5)
Основной элемент подхода Курса - это честность, которая является второй из десяти качеств учителей Божьих, которые обсуждаются в Руководстве для учителей (Рук.4). Иисус утверждает, что честность означает последовательность: "Ничего из того, что ты говоришь не противоречит тому, что думаешь или делаешь; ни одна из твоих мыслей не противоречит..."(Рук.4.II.1.6) Другими словами, есть последовательность между твоими словами (формой) и твоими мыслями (содержанием). Если мы отодвинем в сторону любое вовлечение в ситуацию эго, тогда только любовь будет протекать через нас, и она будет выражаться в той форме, которая будет уместной в конкретной ситуации. Акцент ставится на содержании нашего разума. Если мы добры внутри, то мы будем добры снаружи. Таким образом, нам следует направить наше внимание на поиск любой скрытой недоброй мысли и на то, чтобы попросить о помощи в ее отпускании. Когда мы разберемся с недобротой, все что мы будем говорить или делать будет добрым, и будет проявляться в той форме, которая уместна в данных обстоятельствах.
Перевод Татьяны Молодцовой
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии