59. Как прощать?

Вопрос: После изучения Курса все это время, я все еще не совсем понимаю, что такое прощение на самом деле. Допустим, мое эго называет кого-то подонком. Ну, я знаю на каком-то уровне, что я не могу быть правой в этой оценке, - я на самом деле не знаю этого человека, и кроме того я не могу осуждать другого человека, даже если я иногда делаю это. Какой следующий шаг? Я не только несправедливо осудила человека; я чувствую себя виноватой за это.

Ответ: Когда вы тратите минуту или две, чтобы подумать по-другому о вашем осуждении другого человека, как вы описали в вопросе, вы уже начали процесс прощения, "Свет вошел во тьму" (Рук. 1.1:4). Первый шаг - это пожелать признаться, что мы не правы в нашей оценке, и что существует другой способ посмотреть на этого человека. Следующие шаги - это пожелать отпустить изначальное суждение, попросить другой способ восприятия и принять новое восприятие, когда оно к вам придет. Это не значит, что вы больше не будете видеть, как люди делают что-то глупое. Это значит, что вы не будете путать истинную идентификацию человека с глупым поведением, осуждать его за это поведение или считать это "грехом". Люди делают и говорят глупые вещи; это - факт. Затем существует две интерпретации: одна из них соответствует эго и говорит, что это глупое поведение делает этого человека "подонком"; другая соответствует Святому Духу (прощению) и говорит, что это глупое поведение не меняет тот истинный факт, что этот человек не является "грешником" и не заслуживает осуждения.

То же самое применимо и к осуждению самого себя. Мы можем сказать, что называть другого человека "подонком" - это глупое поведение. Это не значит, что вы являетесь грешником, заслуживающим наказания, а это значит, что вы сделали ошибку и нуждаетесь в новом восприятии, исправлении, прощении. Вина, которая вроде бы присутствует по окончанию этого процесса, после осуждения человека как "подонка", на самом деле уже присутствовала в разуме до "нападения". Эта вина была спроецирована вовне на "подонка", в форме суждения, которое затем, как показалось, привело к чувству вины. Это пример того, чему учит Курс: "Идеи не покидают свой источник, и их следствия лишь кажутся отделенными от них. Идеи — в разуме. Всё, что спроецировано вовне и кажется внешним по отношению к разуму, вовсе не вне его, а является следствием того, что внутри, и не покинуло своего источника." (T.26.VII.4:7-9)

Источник этого процесса - это мысль о разделении в разуме, за которой следует осуждение себя самого за эту мысль и вина за то, что эта мысль возникла. Затем вина проецируется вовне на кого-то другого в форме атаки. Это - циклическое мышление игры в вину, в которую играет эго. Прощение просит нас увидеть изначальную мысль о разделении и признать ответственность за этот процесс. Вы можете простить себя за изначальную мысль о разделении, предложив прощение "подонку" и увидев его как ничем не отличающегося от вас самих; то есть как нуждающегося в исцелении и исправлении, и ничем не отличающегося в его истинной идентификации как святой Сын Божий:

"Пусть форма его ошибок не отстраняет тебя от того, чья святость — твоя святость. Пусть видение его святости, которое тебе покажет твое прощение, не заслонится тем, что видимо телесным взором. Пусть твое осознание брата не будет перекрыто восприятием его грехов и тела. Что в нем ты желаешь атаковать, кроме того, что ты связываешь с его телом, способным, по твоему понятию, грешить? За пределами его ошибок — его святость и твое спасение. Ты не наделил его святостью; но ты пытался увидеть в нем свои грехи, чтобы спасти себя. И все же, его святость — это твое спасение." (T.22.III.8:1-7)

Перевод Татьяны Молодцовой