Еще одна заметная помеха обучению в школе жизни - это догматичное мышление. В данном случае, речь не обязательно идет о религиозных догмах. Догмой может считаться любая авторитарная идея, не допускающая отклонений или сомнений. Когда человек стремится подогнать свою жизнь к некоей идее, эта идея становится фильтром, через который к нему проходит только "одобренная" информация. Объективность восприятия исчезает.
К числу авторитарных идей относятся расхожие представления о "добре и зле". И хотя разговоры о "добре и зле" в последнее время отчасти вышли из моды, их с успехом заменяют разговоры о "позитиве и негативе". Безусловно, понятия добра и зла играют важную роль на определенном этапе становления личности. Но, становясь мудрее, человек должен осознавать, что он не имеет дела с абсолютными и диаметрально противоположными категориями. Так называемое добро и так называемое зло - части единой и неделимой ткани жизни. Они тесно переплетены и взаимно проникают друг в друга. Они немыслимы друг без друга.
"Противоположности идентичны по природе, но различны в степени", - утверждает древняя мудрость.
Все сказанное выше имеет непосредственное отношение к познанию. С точки зрения человека, который убежден в существовании зла, зло - это то, что необходимо искоренять, истреблять, изгонять и отвергать. Компромисс со "злом" невозможен, диалог - тем более.
Это значит, человек не берет на себя труд внимательно и вдумчиво изучить то, что он называет "злом". Он смотрит на "зло" брезгливо и с отвращением, а то и с ужасом - и это значит, что его видение будет поверхностным и искаженным. Проявляя необъективность, он ничему не сможет научиться у "зла".
Как ни странно, то же самое можно сказать и о "добре". Когда мы уделяем внимание тому, что считаем "добром", мы часто бываем пристрастны. Наша цель - не трезвый взгляд на природу этого явления, а его апологетика, защита (пусть даже в наших собственных глазах).
Если некая идея для нас - не рабочий инструмент познания мира, а нечто священное или смыслообразующее, эта идея неизбежно делает нас предвзятыми и ограничивает нашу способность учиться в школе жизни.
"Но как вы не понимаете, эта идея - смысл моей жизни и самое дорогое, что у меня есть! Я живу и дышу только ради нее!"
Возвышенность и благородство этих слов - обманчивы. Почему мы должны жить ради какой-то идеи, а не ради самой жизни? Почему в жизни должен быть какой-то особый смысл, кроме самой жизни? Откуда в нас берется желание вычленять что-то из единого потока жизни, противопоставляя всему остальному?
Все идеи обладают смыслом и ценностью в определенном контексте, для определенных людей и на определенном этапе их развития. Но жизнь непрестанно ведет нас вперед - к более глубоким, сложным и всеобъемлющим идеям. Каким образом? Она показывает нам новые грани реальности. Она бросает вызов тому, в чем мы убеждены сейчас. Она будит в нас сомнения и вопросы.
Все это имеет непосредственное отношение к нашей повседневной жизни. Чем больше мы судим людей и обстоятельства, с которыми сталкиваемся - тем меньше у нас возможности понять, для чего они пришли в нашу жизнь. Чем больше мы судим свои мысли, чувства, желания и наклонности - тем меньше у нас возможности понять самих себя. Если мы хотим чему-либо научиться, нам необходимо отказаться от осуждения.
Многие люди привыкли осуждать всю свою жизнь - и разработали стройные теории, почему нужно поступать именно так. Вряд ли им будет просто переменить отношение ко всему, что вызывает у них сейчас ненависть или страх. Начать можно с малого - не раскручивать маховик осуждающих мыслей всякий раз, когда они приходят в голову, а отнестись к ним внимательно и спокойно: "Почему я осуждаю? Возможна ли другая реакция? Что, если я в чем-то ошибаюсь?"
Если мы поступим подобным образом, перед нами постепенно раскроются новые горизонты понимания - и наш привычный мир преобразится.
© Андрей Яшурин, 2008, yashurin@gmail.com
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии