168. Как мне справится с виной перед тем, кто умер?

Вопрос: Меня мучает огромное чувство вины из-за отношений с любимым человеком, который недавно умер. Я чувствую, что нуждаюсь в его прощении. Я знаю, что Курс чудес говорит, что он никуда не "ушел". Но с практической точки зрения, в этом мире, который я воспринимаю, я никогда его не увижу. Иногда эта мысль невыносима. Как мне с этим справиться? А также, его смерть подняла на поверхность всевозможную вину и ненависть к себе, которая вроде даже не связана с ним. Почему?

Ответ: Из нашего опыта, процесс горевания действительно очень сложный процесс, являетесь ли вы студентом Курса или нет, возможно, особенно, если человек изучает Курс. Этот процесс поднимает те чувства, которые вы описали, и другие чувства, потому что смерть - это один из самых важных защитных механизмов эго, если не самый важный. Она неизбежно поднимает на поверхность чувства, которые связаны с тем, что мы проецировали на любимых. Глубокое чувство потери нормально, и очень важно быть мягкой по отношению к себе, когда вы справляетесь со своей потерей. Отрицание своих чувств или использование принципов Курса, чтобы не признавать их, не поможет, и может замедлить ваш процесс принятия потери вашего любимого. В то же время, многое, из того, чему учит Курс, применимо к ситуации, которую вы описали, и может быть очень полезным. Так как вы сейчас находите в процессе горевания, может быть мудрым рассмотреть все эти идеи не спеша, обращаясь к ним, когда вы чувствуете потребность посмотреть за пределы вашего ощущения потери, отложив его на время.

Один их самых утешительных аспектов прощения, которому учит Курс, это то, что мы никогда не теряем возможности прощать. Потому что то, что мы воспринимаем как непрощение в отношениях, на самом деле является проекцией какой-то формы непрощения самих себя, так как "Любая атака есть нападение на самого себя." (T.10.II.5:1) Следовательно, никогда не поздно обратиться к процессу прощения, и неважно, что человек, от которого мы думаем, что нам надо получить прощение, больше не с нами. Независимо от обстоятельств в наших отношениях, нам нужно увидеть по-другому суждение о том, что какой-то "грех" был совершен по отношению в другому человеку.

Курс говорит нам, что через особые отношения мы пытаемся уменьшить вину и ненависть к себе из-за отделения от Бога. Эти отношения основаны на проекции этой вины и ненависти к себе, независимо от того, как это замаскировано. То, что кажется злобной ненавистью, совершенной по отношению к другому в какой-то форме нападения, является лишь спроецированной версией нашей собственной ненависти к себе. Только этим она всегда и являлась. Эта ненависть к себе лежала в основе взаимодействий в этих отношениях с самого начала. Нападения, которые кажутся направленными на других, являются нападениями на самих себя. Это объясняет, почему вы испытываете вину и ненависть к себе напрямую теперь, когда ваш любимый человек больше не с вами. Так как теперь они проецируются на вас.

Курс учит нас тому, что неважно направлена ли атака на нас или на других, так как каждая часть Сыновства, включая нас самих, остается незатронутой, независимо от этих атак. "Предательство Божьего Сына существует лишь в иллюзиях, а все его "грехи" — не более, чем плод его фантазии. Реальность Сына вечно безгреховна. Нуждается он не в прощении, а в пробуждении. 0н в грезах предал самого себя, своих собратьев, Бога своего. Но что содеяно во снах, в действительности не содеяно." (T.17.I.1:1-5) Единственное, что остается, - это простить себя за то, что вы думали, что вы могли действительно причинить боль вашему любимому человеку, или что ваши чувства ненависти к себе каким-то образом уменьшают истину о вас. Они не влияют ни на что. Это ошибка - верить в интерпретацию эго, что вы сделали что-то греховное, что заслуживает наказания, вам следует чувствовать себя виновной в этом, и ваша ненависть к себе поэтому оправдана. Когда Курс говорит нам "простить Божьего Сына за то, чего он не совершал" (T.17.III.1:5), он говорит о нас самих, также как и о наших братьях.

Опять же, вполне нормально скучать за человеком, которого вы любите, и Курс очень ясно говорит о том, что нам не следует отрицать свои чувства. Даже после смерти, Святой Дух может трансформировать особые отношения в святые отношения. Нам надо лишь пожелать признать несвятые эгоистичные интересы, которые мы проявили в этих отношениях, и позволить Святому Духу реинтерпретировать отношения в наших разумах. Таким образом, отношения могут быть исцелены. И это исцеление облегчит ощущения потери и горя. Может быть легче практиковать это, чем пытаться убедить себя в том, что смерть не существует, когда на самом деле вы ощущаете глубокую потерю. Мысль о разделении, а не реальное физическое присутствие или отсутствие другого человека, причиняет нам боль в отношениях. Прощение себя за то, что вы не сделали своему брату, и принятие его и вашей безгрешности принесет вам покой, который заменит горе и потерю.

Перевод Татьяны Молодцовой

Тег