63. Что делать со злостью?
Вопрос: Мы обсуждали злость в нашей группе, и там посоветовали, испытывая злость, не "проявлять" ее внешне, а, как советует Курс, быть "над полем брани" (T.23.IV), "Так поднимись и посмотри на поле брани с высоты" (5:1). Это безусловно звучит лучше, чем открыто подвергать другого своему гневу. Но как на счет идеи кричать в подушку или использовать грушу для битья? Это также рассматривается как атака? Что если моя злость настолько сильна, что я не могу (или не хочу) подняться и посмотреть "на поле брани с высоты"?
Ответ: Ваш вопрос подразумевает ошибку, которую часто допускают студенты в работе с Курсом. Курс, также как и Святого Духа, интересует только содержание (мысли), а не форма (поведение). Если я нахожусь в состоянии конфликта и чувствую гнев, я уже не в покое, независимо от того, проявляю ли я этот гнев в своих действиях или нет. Гнев и атака находятся в разуме, и исправление необходимо именно там. Есть определенные преимущества в том, чтобы быть дисциплинированным и не действовать, исходя из гнева, или направлять его на неоживленный предмет (такой как подушка или боксерская груша) вместо человека, потому что это не запускает в ход возможную последовательность открытых атак и контратак на уровне поведения, что почти точно послужит усилению вины как в вашем разуме, так и в разуме человека, которого вы атакуете. Но атака все еще жива в вашем разуме, и проблема гнева не будет решена до тех пор, пока вы не разберетесь с ее источником в разуме. Это включает в себя признание того, что ваши гневные чувства и мысли об атаке не имеют никакого отношения к другому человеку, на которого эти чувства направлены, и которым они вроде бы вызваны.
Подняться и посмотреть на свой гнев с высоты это значит вспомнить, что вы являетесь разумом, который может выбрать смотреть на конфликт с вашим эго или со Святым Духом как учителем. Когда вы "смотрите" с вашим эго, вы все еще верите, что гневные чувства каким-то образом оправданы, что на каком-то уровне с вами обошлись несправедливо, и что ваша реакция разумна, даже если вы выбираете не действовать в соответствии с ней. Если это продолжает быть вашим восприятием, исцеления не случилось.
Но когда вы будете смотреть со Святым Духом, вы поймете, что проблема не в другом человеке, а в том выборе, который был сначала сделан в вашем разуме, видеть себя отдельным от любви. Этот выбор, как он делает всегда, создает чувство вины, которое невыносимо для вас. И поэтому вина должна быть спроецирована вне вас, на кого-то другого, которого вы пожелаете видеть как обращающегося с вами несправедливо, и на которого вы переложите эту вину. И таким образом, теперь кажется, что ощущение конфликта, которое происходит из вашего собственного решения отделиться в своем разуме от любви, вызвано тем, что этот другой человек вам "сделал". Однако если бы вы сперва не выбрали вину, его слова и действия не имели бы абсолютно никакого влияния на вас. То, что кажется, что они влияют на вас лишь говорит о вашем предшествующем этому решении обратиться к вашему эго и отвернуться от любви. Как только вы приняли это осознание и коррекцию, предлагаемую Святым Духом, - состоящую с том, что вы неотделимы от любви и никогда не были разделены с нею, вина исчезает, также как и злость, и конфликт, которые были ее следствиями, и вы больше не нуждаетесь в том, чтобы видеть кого-то другого как вашего оппонента, заслуживающего того, чтобы вы на него нападали (в качестве самозащиты, конечно же!).
Кстати, несмотря на то, что Курс говорит, что «страх никогда не может быть оправдан» (T.30.VI.1:1), - а почему это так, должно быть очевидным из того, что мы только что обсуждали, Курс никогда не говорит, что нам не следует злиться. На самом деле, многие отрывки из Курса направлены на то, чтобы рассказать нам, что происходит, когда мы все же злимся, и как это можно исправить, и это лишь потому, что Иисус понимает, что мы будем продолжать злиться, и что мы нуждаемся в исправлении, которое он предлагает нам. И, возможно, иногда мы способны затормозить проявление этой злости через действия, а иногда мы чувствуем себя вынужденными ее проявить, но проблема, то есть вина в нашем разуме, остается все той же. Вместо того, чтобы отрицать злость, Иисус хочет, чтобы мы посмотрели на нее с вместе ним, чтобы мы смогли увидеть ее настоящий источник, вместо того, чтобы пытаться оправдать ее, основываясь на ошибочном восприятии себя как жертвы. Наши оправдания просто-напросто всегда являются неверными.
Перевод Татьяны Молодцовой
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии