21. О смысле и предназначении искусства
Вопрос: Если взглянуть на искусство, как на форму особого отношения, которое создает творец как замену Любви Божьей, могут ли формы искусства расцениваться как просьба о любви? И как эти формы отличаются от форм, выраженных через "ченнелинг", как, например, музыка Моцарта. Можем ли мы утверждать, что искусство, полученное через "ченнелинг" - это большее выражение любви, чем просьба о любви? И как мы можем "оправдать" разделение человеком искусства на великое и посредственное на Втором уровне нашего существования, здесь в материальном мире?
Ответ: Во первых, мы не можем судить является ли конкретная работа конкретного автора заменой Любви Божьей и проявлением особого отношения. Только сам творец может провести здесь черту. Как правило, лишь по форме мы не можем сказать, была ли она порождением неверного (эгоцентричного) мышления, или же она – порождение верного мышления (Святого Духа). Если отражение Любви Божьей является источником для создания определенного произведения искусства, тогда, да, это - проявление любви. В таком случае было бы неправильно почитать данную работу, вместо того, чтобы отождествляться с ее содержанием, скрывающимся за формой.
Все особые любовные взаимоотношения есть способы защиты от жгучей боли в наших умах, которая исходит из чувства вины, ощущаемой нами за то, что мы отвергли Божью Любовь в угоду жизни по своим собственным законам. Следуя советам эго, наше внимание переключается с нашего мучимого совестью разума на определенных личностей, субстанции или виды деятельности, что в свою очередь позволяет нам уйти от боли и избежать одиночества нашего разума. По сути, наши особые любовные отношения говорят Богу, что мы не нуждаемся в его Любви, и что мы с легкостью можем заполнить пустоту внутри нас, почувствовать свою завершенность и ценность через отношения в мире. Это - то содержание, которое лежит в основе всех форм особых любовных отношений. Приятные эмоции, получаемые с помощью таких типов взаимоотношений скрывают ненависть, которая является их основой.
В то же время, другая часть нашего разума жаждет того, чтобы ей заявили, что все это было просто нелепой ошибкой, что мы были прощены и, тем самым, отпадет надобность в нашей вине и нашем защитном механизме против нее. Эта "просьба", присутствующая в наших разумах, разделенных между этими двумя точками зрения или способами мышления.
Любая форма может быть использована Святым Духом, чтобы напомнить нам истину о самих себе. В этом смысле, одна из них вдохновляет не более, чем другая. Другими словами, когда мы верим, что произошло разделение, и мы находимся здесь, в этом мире, как тела, мир и наши тела рассматриваются как нейтральные. Следовательно, все что угодно в этом мире может стать средством, которое выведет нас за пределы этого мира или еще глубже погрузит нас в него, в зависимости от того, выбираем ли мы эго или Святого Духа как нашего учителя. Мы можем быть очарованы статуей Давида Микеланджело и вспомнить наше совершенство и единство с Богом; но тот же опыт может произойти, когда мы смотрим на больное дерево у нас во дворе. Когда мы становимся зависимыми от определенной формы, чтобы получать "духовные" переживания, мы попадаем в особые отношения любви.
Наконец, нет ничего предосудительного в том, чтобы иметь предпочтения в этом мире, если мы не воспринимаем их серьезно. Мы можем сказать, что одно произведение искусства лучше, чем другое, также как мы можем сказать, что одно музыкальное сочинение лучше, чем другое, один метод обучения лучше, чем другой, один способ медицинского лечения лучше, чем другой, на основании каких-то критериев, которые мы установили в этих областях. С точки зрения Курса, все они в равной степени иллюзорны. Однако, в мире естественно оценивать что-то в каком-то объективном смысле. Урок состоит в том, чтобы не воспринимать серьезно те выводы, к которым мы приходим в мире - мы должны делать это с мягкой улыбкой где-то в нашем разуме, потому что мы знаем, что все это выдумано.
Перевод Татьяны Молодцовой
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии